Проблемы пациента при бронхиальной астме

Особенности сестринского процесса при астме



Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит в том, чтобы обеспечить больному должный уход, создать подходящие условия для выздоровления, ознакомить пациента и его родственников со способами устранения приступов и прочем.

Оглавление:

По результатам диагностики разрабатывается тактика проведения терапии. Без врачебного вмешательства в данном случае не обойтись.

С чем может столкнуться больной

Бронхиальная астма − хроническое заболевание, возникающее в результате воздействия внешних раздражителей и сопровождающееся приступами одышки, кашля и другими проявлениями. Больные должны проходить обследование дважды в год, иногда возникает необходимость помещения пациента в стационар, если на это существуют показания.

У людей, страдающих бронхиальной астмой, возникают следующие проблемы:

  • недостаток жидкости, что происходит в результате гипервентиляции легких;
  • нарушение сна, аппетита;
  • чувство тревоги, а также боязнь перед приступом;
  • неэффективное дыхание по причине гипоксии;
  • дискомфорт, который связан с необходимостью постоянного приема лекарственных препаратов;
  • высокая вероятность развития осложнений;
  • неспособность справляться с трудностями самостоятельно;
  • ограничение при выборе профессии.

Кроме всего вышеперечисленного, проблемы детей также состоят в нарушении игровой активности и познавательной деятельности. Задача фельдшера – оказать помощь больному, а также обеспечить ему должный уход.



Этапы сестринского процесса

Сестринский процесс при бронхиальной астме состоит из нескольких этапов. План действий таков:

  1. Сбор данных.
  2. Определение проблем.
  3. Исключение схожих заболеваний.
  4. Уход за больными в условиях стационара (организуется контроль над соблюдением режима и питания, досуга, создаются благоприятные условия в палате).
  5. Выполнение назначений врача и наблюдение за результатами лечения.
  6. Оценка действенности ухода.

Сбор информации

Прежде всего, проводятся субъективные методы исследования. Происходит опрос пациента, выслушиваются его жалобы. Как правило, они состоят в затрудненном дыхании и кашле. Заболевание начинается остро, присутствует повышенная температура. Помимо этих признаков, могут проявляться и другие симптомы: одышка, периодически свистящее дыхание, кашель, интенсивность которого усиливается утром и вечером.

Сестринский процесс состоит из опроса родственников пациента на наличие у них такого же недуга, чтобы подтвердить или исключить наследственную предрасположенность как причину развития болезни.

Объективные методы исследования состоят из осмотра пациента в период приступа. При этом нарушается его самочувствие, он напуган. Наблюдается громкое дыхание, одышка, хрипы со свистом, раздувание носовых крыльев, цианоз носогубного треугольника, кашель в виде приступов, отхождение вязкой мокроты. Вынужденное положение тела – сидя с возвышенным плечевым поясом.

Обнаружение проблем

Сестринский процесс при бронхиальной астме на этом этапе состоит в том, чтобы выявить проблемы пациента и подобрать варианты для их решения. При возникновении заболевания, особенно у детей, у больных нарушаются обычные жизненные потребности, к которым относится следующее: дышать, спать, есть, отдыхать, общаться. В задачу фельдшера входит план-тактика по обеспечению требуемого ухода. Пациентам необходимо предоставить помощь, чтобы облегчить их состояние.



Эти нарушения возникают по причине бронхоспазма, отека слизистой оболочки, накопления слизи в бронхиальных просветах, приступов кашля с отхождением вязкой мокроты. Бронхиальную астму можно спутать с другими заболеваниями дыхательных органов. Нужно уметь отличить ее, чтобы правильно установить диагноз.

Исключение схожих заболеваний

Существуют некоторые болезни, симптомы которых схожи с признаками бронхиальной астмы. Такими недугами являются:

  • обструктивный хронический бронхит (клиническая картина устойчиво сохраняется и не изменяется даже после использования клюкокортикостероидных средств);
  • сердечная астма (одышка возникает в виде приступов и сопровождает пациента, как правило, в ночное время) – может возникать ощущение давления в грудине, учащается пульс, затрудняется дыхание в обеих фазах, основное отличие от бронхиальной астмы состоит в отсутствии выраженного опущения диафрагмы;
  • истероидная астма (больной вынужден дышать часто, дыхание сопровождается стоном, выдох и вдох совершаются усиленно, возможна остановка дыхания) – протекает в трех формах: спазме голосовой щели, нарушении сокращения диафрагмы, дыхательных судорогах;
  • обтурационная астма – основным симптомом является удушье, которое возникает при механическом нарушении проходимости бронхов и прочих органов дыхательной системы (опухоли, наличие инородного тела), одышка инспираторная;
  • сенная лихорадка – представляет собой группу самостоятельных болезней аллергического характера, которые сопровождаются бронхоспазмом, конъюнктивитом, ринореей (на этапах ремиссии симптомы не проявляются);
  • бронхолегочный аллергический аспиргиллез – возникает восприимчивость организма пациента к грибам аспергиллам (поражению подвергаются сосуды, бронхи, альвеолы).

Другие схожие заболевания

Стоит отметить, что приступы одышки, а также удушья могут возникать и по причине других болезней. К таковым относятся карциноидный синдром, церебральная астма, узелковый периартериит. Но они не вызывают трудностей при проведении дифференциального диагностирования. Нужно заметить, что все патологические состояния, которые указаны выше, также требуют вмешательства врача и фельдшера.

Наблюдение за пациентами в условии стационара

Сестринский процесс при бронхиальной астме предусматривает уход за больным, чтобы не позволить проявиться осложнениям. План ухода состоит из организации, а также контроля над соблюдением правильного режима и питания, досуга, обеспечение комфорта в палате. Если возникнет необходимость, больному нужно оказать помощь во время приема пищи и выполнения гигиенических процедур. Особенно это касается детей. Кроме того, следует придерживаться всех врачебных назначений относительно лечения пациента, наблюдать, дает ли оно требуемый результат.

Организация и контроль над соблюдением режима

В данный пункт сестринского процесса при данном недуге входят независимые вмешательства, которые состоят из общения с пациентом либо родителями, чьи дети страдают этим заболеванием. Требуется обсудить с ними причину возникновения недуга, особенности терапии, профилактики возможных осложнений. Кроме того, важно убедить больного в том, что терапия должна проводиться в условиях стационара с соблюдением всех врачебных назначений.



Организация комфортных условий и контроль

Независимые вмешательства состоят из общения с пациентами либо родителями на тему необходимости гипоаллергенной диеты. Следует внушить больным, насколько важно ее соблюдать, причем как в условиях стационара, так и после выписки.

Организация досуга. Независимые вмешательства в данном случае состоят из убеждений родственников пациента в необходимости доставить к нему в палату любимые книги и другие развлечения, чтобы хоть как-то скрасить досуг и отвлечься. Это особенно важно в отношении детей. Им нужно постоянно развиваться и познавать мир, не прерываясь на период лечения.

Обеспечение комфортных условий. Тактика независимых вмешательств состоит из контроля над своевременным выполнением влажной уборки в палате, систематического проветривания, а также регулярной смены постельного белья. Кроме того, больному требуется тишина и покой. Это позволит восстановить сон, улучшить его качество.

Предоставление помощи в проведении потребностей и приеме пищи. Тактика фельдшера – беседа на тему соблюдения правил гигиены и важности данного мероприятия. Родителям, чьи дети страдают бронхиальной астмой, рекомендуется принести в больницу зубную пасту, расческу. Всегда должно быть чистое белье на смену. Если у ребенка возникнут затруднения в приеме пищи, задача фельдшера – оказать ему помощь.

Выполнение назначений врача

Тактика фельдшера – проведение базисного лечения. Необходимо придерживаться всех рекомендаций врача, а также объяснить пациентам о необходимости приема медикаментозных препаратов. Обязательно проводится беседа по поводу возможных побочных действий. Тактика фельдшера – научить пациента правильно использовать устройства для ингаляций, вести дневник самоконтроля.



Кроме того, задачей фельдшера является сопровождение больных на диагностические обследования. Следует объяснять пациентам, для чего используются эти процедуры. Важна также психологическая поддержка, оказываемая пациентам и родителям больных детей. Если медикаментозные препараты дали побочные эффекты, фельдшер должен уметь вовремя их распознать. От этого также зависит эффективность лечения. Если назначенная терапия не дает требуемого результата, стоит заменить лекарственные средства на другие препараты.

Независимые вмешательства в ходе лечения – опрос больного о его самочувствии, измерение температуры тела, частоты дыхания и сердечных сокращений, выслушивание жалоб, контроль над одышкой и кашлем. Если наблюдается ухудшение состояния, необходимо сразу доложить об этом врачу. Если хорошо организовать сестринский уход, после лечения наступает ремиссия. Больного выписывают из больницы и отправляют домой, где следует строго соблюдать все рекомендации врача. Такая тактика позволяет поддерживать нормальное состояние и избежать осложнений и рецидивов болезни.

Помощь при приступах

Сестринский процесс включает в себя умение правильно и вовремя оказать пациентам помощь во время приступов. Для этого существует определенная тактика:

В случае некупирующегося приступа используются антигистаминные препараты, а также «Эфедрин» подкожно. При приступах средней и тяжелой степени тяжести необходимо парентеральное введение лекарств. Нередко используется «Преднизолон». При этом больной обязательно должен находиться в стационаре, где за ним будет наблюдать врач. Подобная тактика позволит избежать серьезных последствий.

Действия в межприступный период

Если наблюдается тяжелое течение в межприступный период, тактика сестринского процесса должна состоять из назначения кортикостероидов, которые принимаются пациентом внутрь. Сначала используется максимально возможная при данном заболевании дозировка, затем она постепенно снижается по мере улучшения состояния больного. Также можно использовать средства пролонгированного действия. Рекомендуется всегда носить с собой карманный ингалятор. Когда наблюдается связь между инфекцией и развитием заболевания, используются антибактериальные, а также отхаркивающие средства. Нужно в обязательном порядке закрепить лечение медикаментозными препаратами физиотерапией. Для этого назначается дыхательная гимнастика и массаж. Такой план действий позволит улучшить бронхиальную проходимость. Для восстановления организма больного после лечения рекомендуется санитарно-курортная терапия.



Астматический статус

В некоторых случаях, даже при адекватной терапии, приступ бронхиальной астмы может затянуться на несколько дней. Возникают и такие ситуации, когда после видимого облегчения он появляется снова. При этом можно говорить о закупорке бронхов слизью. Способен даже развиться синдром «немого легкого», который грозит таким опасным последствиями, как астматический статус. Он представляет собой тяжелую форму удушья, которое возникает по причине диффузного нарушения прохождения бронхов. В период астматического статуса лекарственные препараты, помогающие раньше, могут быть неэффективными. Поэтому наблюдается ухудшение состояние и прогрессирование болезни.

При использовании спазмолитиков, проведении ингаляции наблюдается усиление удушья, а также ухудшение общего самочувствия. Способна развиваться сердечная дыхательная недостаточность в острой форме, может повышаться артериальное давление, появиться болезненные ощущения в области сердца. Все это происходит в результате действия данных препаратов. Таким образом, вместо облегчения, они еще больше усугубляют состояние больного. Именно этим и характеризуется астматический статус.

Если не предпринять соответствующие меры, наступает 2 стадия развития астматического статуса. Наблюдается учащение поверхностного дыхания, усиление хрипов. Иногда лечение не дает требуемого результата, и тогда наступает 3 стадия развития астматического статуса. Больной может впасть в кому, причем вывести из нее его очень трудно. Обычно 3 стадия такой патологии приводит к смерти.

Что делать при астматическом статусе

В сестринский процесс включены действия по выведению пациентов из астматического статуса. Оказание неотложной помощи состоит в том, чтобы запретить пациенту использовать карманный ингалятор. Это необходимо сделать в первую очередь. Следует дать больному щелочное питье в горячем виде. Нужно придать пациенту удобное положение, использовать увлажняющий кислород. Главное, реагировать быстро и спокойно.

Следует сохранять спокойствие, чтобы волнение не передалось и без того возбужденному пациенту.

В данном случае для лечения используется изотонический раствор хлорида натрия. Устранить ацидоз поможет щелочной раствор. При инфекционном поражении в процесс лечение вовлекаются антибиотики.

Особенности проведения ингаляций ребенку

Существуют некоторые правила, о которых необходимо знать фельдшерам. Если пациентом является ребенок до 2 лет, желательно применить небулайзеры либо дозированные аэрозоли с лицевой маской и спейсером. Малышам от 2 до 5 лет можно использовать дозированные аэрозоли со спейсером. Также разрешается применять небулайзеры.

Необходимо обратить внимание, чтобы спейсер подходил у ингалятору, а по объему он находился в соответствии с легочным. По мере роста малыша данный показатель должен увеличиваться. Если ребенок находится в возрасте 5 лет и старше и испытывает трудности с использованием аэрозолей, их можно совмещать со спейсером. Кроме того, существует возможность перехода на дозированные аэрозоли или порошковые ингаляторы.

Как помочь избежать раздражающих факторов

Сестринский процесс включает в себя ознакомление пациентов с правилами, которые позволят избежать вредного воздействия факторов, провоцирующих бронхиальную астму. Прежде всего, необходимо их определить. Другими словами, следует выяснить, что является причиной обострения заболевания. После этого нужно направить все усилия для их предотвращения.

Если аллергенами являются химические вещества, древесная пыль и другие отходы производства, необходимо порекомендовать пациентам сменить место работы. При аллергии на бытовую пыль медицинские сестры должны настоять на удалении ковров со стен комнаты, в которой живет больной. Рекомендуется также чаще совершать влажную уборку и проветривания помещения.



Зачастую причиной возникновения заболевания является шерсть животных. В таком случае нужно обязательно поинтересоваться у больного о наличии питомцев. Если они имеются, стоит порекомендовать отказаться от их содержания.

Необходимо объяснить пациентам, что раздражающим фактором может выступать табачный дым. В таком случае людям с бронхиальной астмой желательно избегать мест для курения. И тем более не стоит курить им самим. Пациентам со склонностью к аллергическим проявлениям не рекомендуется употреблять в пищу продукты, в которых содержатся красители и различные добавки. Также стоит удалить из комнаты цветы, поскольку их пыльца тоже является потенциальным аллергеном. Общим для всех правилом выступает избегание чрезмерных физических нагрузок и эмоционального перенапряжения.

Рекомендации больным

Задачей фельдшеров является обеспечить пациентам с бронхиальной астмой внимание и дать все необходимые рекомендации, которые помогут им справиться с коварной болезнью. Нужно посоветовать больным чаще читать о своем заболевании, чтобы знать, какие меры можно предпринять в случае внезапного приступа, когда рядом не окажется медицинского персонала. Необходимо научить пациентов правильно использовать ингаляторы, поскольку в 35% людей с данным недугом не могут добиться эффективности лечения именно из-за неумения их применения.

Следует побуждать больных заниматься дыхательной гимнастикой, а также физическими упражнениями. Регулярно нужно напоминать про ношение с собой карманного ингалятора, чтобы своевременно помочь в случае приступа. Однако стоит разъяснить, что увлекаться этими приборами не рекомендуется без видимой причины. Передозировка препарата способна привести к приступам удушья и снизить реакцию организма на другие лекарственные средства. Заядлым курильщикам стоит посоветовать бросить вредную привычку, которая способна привести к ухудшению самочувствия.

При приступе следует приободрить больного, а также успокоить его в случае необходимости. Особенно важно объяснить, что своевременное лечение – залог успешного исхода. Не нужно ждать тяжелого течения болезни, желательно принять меры после проявления первых симптомов.



Действия при приступе до приезда врача

Если у больного случился приступ бронхиальной астмы, до приезда врача необходимо сделать все возможное, чтобы состояние не ухудшилось. Требуется обеспечить атмосферу покоя. Причем он необходим не только больному, но и его родственникам. Человеку, который ухаживает за пациентом с бронхиальной астмой, не менее важно соблюдать спокойствие. Стоит помочь больному сесть либо занять положение полусидя. Под его голову нужно положить большую подушку.

Также следует помочь пациенту снять стесняющую его одежду, убрать одеяло с верхней части туловища. Желательно открыть окно, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. При наличии соответствующих рекомендаций от врача нужно дать больному карманный ингалятор, а также проконтролировать, правильно ли он его использует.

Бронхиальная астма – болезнь серьезная, которая в случае тяжелого течения может привести к летальному исходу.

Людям, страдающим данным заболеванием, требуется обязательная консультация врача. Неоценимый вклад в лечение и профилактику болезни вносит сестринский процесс. Правильный, умело собранный анамнез позволяет своевременно распознать недуг, а также контролировать состояние окружающей атмосферы больного.

В последнее время случаи смерти от бронхиальной астмы участились, несмотря на большое количество пульмонологов и аллергологов. Это говорит о нехватке имеющейся системы помощи. Учитывая сложившуюся ситуацию, лечить людей в амбулаторных условиях становится приоритетным. Немаловажная роль в терапии бронхиальной астмы принадлежит участковым терапевтам. Что касается узких специалистов, они занимаются консультацией и лечением больных с тяжелым течением болезни. Медицинская сестра принимает активное участие в данном процессе. В ее обязанности входит контроль выполнения пациентами назначенной терапии, разъяснительная работа и убеждение в необходимости приема того или иного препарата. От медицинской сестры в частности зависит выздоровление больного и улучшение его состояния.



Рекомендуем прочитать

Как диагностировать астму

Сердечная астма — лечение и препараты

Одышка при бронхиальной астме

Комментарии

Полезный совет

Цитрусовые помогают укрепить иммунитет, однако их не всегда разрешается употреблять при заболеваниях легких. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом для уточнения.

Онлайн-тесты здоровья легких

Не нашли ответа

Задайте Ваш вопрос нашему эксперту.

© 2017– Все права защищены

Все о здоровье легких и органов дыхания

Информация на сайте предоставлена исключительно в справочных целях. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу!



Источник: http://yadishu.com/asthma/obschee/sestrinskiy-protsess-pri-bronhialnoy-astme.html

JMedic.ru

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Работа медицинской сестры с астматическими больными

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:


  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.



К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:


  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.


  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.



Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

Источник: http://jmedic.ru/astma/sestrinskij-process.html

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) — самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.

Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.

Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.

Гиперреактивность бронхов — повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.



Наследственность — риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.

Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.

К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.

Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).

Действие причинных факторов усугубляют:



— Респираторные вирусные инфекции — вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.

— Патологическое течение беременности — контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.

— Недоношенность, нерациональное питание ребенка — раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.

— Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.

— Пассивное или активное курение — 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.



— Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.

— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.

— легкая — дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;

— среднетяжелая — приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:

— тяжелая — приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.

Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия — мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.



Лечение бронхиальной астмы

1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.

Гипоаллергенная диета — исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.

Гипоаллергенный быт — особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей — акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.

— Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.

Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет — ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет — ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.

— Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.

Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:

Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.

История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.

— Объективные методы обследования:

Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза — сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации — сухие свистящие и влажные хрипы.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.

Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.

1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.

Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.

Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.

2. Обеспечивать организацию и контроль питания.

Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.

Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.

Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.

Создание условий для соблюдения режима

4. Создание комфортных условий в палате.

Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.

Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.

5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.

Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.

Удовлетворение потребности быть чистым.

6. Выполнять назначения врача.

Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.

Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.

Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.

Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.

Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.

Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-bronchialnoy-astme

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Подробная информация о бронхиальной астме находится здесь.

Особенности методики, задачи и цели медработника

При патологии, особенно у детей, часто возникают неотложные ситуации. Процесс подразумевает вмешательство, при котором осуществляется уход с учетом индивидуальных особенностей.

Медсестра должна проявлять коммуникабельность и профессионализм, уметь выявить потребности и проблемы пациента. Ее работа также заключается в обучении самостоятельной помощи при приступах, так как от этого зависит не только самочувствие, но и жизнь пациента.

Первый этап, при котором осуществляется сестринский процесс при бронхиальной астме – это выяснение обстоятельств, вызывающих дыхательную недостаточность. В план работы входит опрос больного или родителей и сбор сведений о провоцирующих агентах. Сестра должна узнать, что приводит к приступу, какие лекарства не переносят дети или взрослые подопечные.

Далее она проводит объективное визуальное обследование. Необходимо выяснить наличие следующих признаков патологии:

  • Характер одышки
  • Положение тела (поза апноэ)
  • Наличие хрипов
  • Состояние тканей, наблюдается ли цианоз
  • Нужно измерять артериальное давление
  • Определить характер сердечных ритмов.

Основные проблемы и специфика вмешательства

Как правило, пациент испытывает ряд ощущений, которые требуют помощи. Существует несколько видов действия: зависимая работа представляет собой выполнение назначений врача: контроль приема лекарственных препаратов, осуществление инъекций, необходимых процедур и манипуляций. Важно донести до человека сведения об опасности самостоятельного применения медикаментозных средств и описать возможные риски такого использования.

Независимые действия – работа, которую фельдшер проводит самостоятельно. Это уход, измерение артериального давления, частоты дыхания, пульса. Он должен организовывать досуг в стационаре и контролировать санитарно-гигиенические нормы в палате.

Взаимозависимые действия – это проведение диагностических исследований, подключение разных специалистов для дополнительных консультаций.

Роль фельдшера заключается в следующих действиях:

Проблема паники

При приступах больные, особенно дети, испытывают страх удушья. Приоритетной целью является разговор с пациентом в спокойном и убедительном тоне. Сестра должна рассказать об особенностях пребывания в стационаре и новых методиках лечения. Кроме того, помощь заключается в том, что она обязана ввести в курс о потенциальных угрозах, но в мягкой форме. Сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в собеседовании и формировании доверительных отношениях

Если предстоит уход за детьми, целесообразно научить родителей справляться с паникой в дальнейшем. Основная проблема состоит в неумении настраиваться на оперативную помощь – взрослые также могут растеряться, когда у малыша начинается приступ. В этом случае роль медсестры – не только лично проводить беседу с детьми, но и вовлекать в нее родителей, контролировать спокойную обстановку и учить снимать стресс. Весь план настроен на то, чтобы снять панику в течение приступа.

Проблема удушья

При обострении уход подразумевает выполнение определенных действий:

  • Необходимо придать человеку сидячее положение. Детей при этом лучше поддерживать.
  • Освободить от стягивающей одежды.
  • Обеспечить приток свежего воздуха. Если позволяет погода и климатические условия, нужно открыть окно.
  • Применить ингаляцию с Сальбутамолом для детей и Атровентом – для взрослых пациентов. Достаточно 1-2 впрыскиваний.
  • Если есть предписание врача, вводит внутривенно 2,4% раствор Эуфиллина в дозировке 10 мл.
  • Подготовить кислородный аппарат для использования кислородной смеси и ее подачи в дыхательную систему.
  • При отсутствии аллергии поставить горчичники.

Проблема кашля с мокротой

При кашлевом рефлексе и отхождении секрета сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в обеспечении введения бронходилататоров с помощью аппарата Небулайзера. Уход и роль специалиста состоит в регулярном приготовлении теплого питья, детям обычно дают морсы, если нет аллергии на ягоды. По назначению врача медсестра дает муколитики перорально или с помощью ингалятора: Амброксол, Мукалтин, Ацтилцистеин. Это обеспечивает разжижение мокроты и облегчает ее вывод. Для больных в тяжелых состояниях и детей уход заключается в контроле во время выхода секрета.

В этот момент медсестра обязана вести лист наблюдения, где отмечает особенности частоты дыхания, цвета кожных покровов, описывает характер отделяемой жидкости. В отдельных графах указываются улучшения или осложнения, если таковые имеются.

Проблема дыхательной недостаточности

При таких состояниях дети и взрослые испытывают учащенное биение пульса, может подняться артериальное давление. Роль медсестры заключается в нормализации показателей в течение суток. Она должна контролировать параметры сердца и сосудов каждыеминут на протяжении всего приступа и еще час после него.

Про стойких проявлениях тахикардии взрослым дают 10 мг, детям – 5 мг Нифедипина, Кордафена, Адалата трижды в день, но только в случае указаний врача. Бетаблокаторы в этот период не назначаются, так как могут вызвать спазм и усугубить положение.

Проблема гипоксии

Роль медсестры при вмешательстве состоит в нормализации цвета кожных покровов в течение суток. Приоритетной целью является наблюдение за пациентом, повторное применение кислородных ингаляций. Особенность состояния у детей – возможность резкого снижения артериального давления. В этом случае рекомендовано внутримышечное введение Кордиамина, Никетамида или Этимизола в дозировке 2 мл.

Особенности ухода в стационаре

Приоритетная роль медсестры заключается в наблюдении за больным, она должна способствовать ремиссии, предотвращать потенциальные осложнения. Для этого проводятся следующие процедуры и мероприятия:

  • Обеспечение и контроль соблюдения режима
  • Удовлетворение физиологических потребностей во время приступа
  • Объяснение необходимости применения назначаемых препаратов
  • Обучение самоконтролю, использованию ингаляторов, ведению журнала
  • Обучение методике пикфлоуметрии
  • Проверка навыков на практике больных и родителей маленьких подопечных
  • Нормализация поражений в бронхиальных структурах и показателей их деятельности
  • Осуществление ухода за лежачими больными
  • Контроль проведения влажной уборки и проветривания
  • Обеспечение досуга маленьких пациентов
  • Осуществление назначений врача
  • Организация правильного питания.

Выполнение врачебных назначений

Приоритетной обязанностью медсестры и ее ролью в улучшении состояния больного является не только уход, помощь при приступах, но и проведение процедур, согласно указаниями фтизиатра, пульмонолога. Она обеспечивает человека препаратами и следит за правильностью их приема. Контролирует применение карманного ингалятора, спейсера и небулайзера, проводит подачу увлажненного кислорода.

Кроме того, сестра обязана подготовить подопечного к дополнительным процедурам обследования:

  • Тесты на аллергических агентов
  • Биохимические анализы
  • Исследование мокроты
  • Рентгенографии
  • Спирометрии
  • Бронхоскопии.

Если назначаемые препараты дают побочный эффект, медсестра должна распознать негативные реакции и уведомить об этом врача.

Процедура подачи кислорода

Основная цель манипуляций – уменьшение тканевой гипоксии. Сестра готовит натриевый гидрокарбонат, катетеры, бинты, лейкопластыри, лотки. Все предметы должны быть продизенфицированы. Процедура проводится при помощи аппарата Боброва.

Медсестра должна выявить признаки удушья и гипоксии, установить с больным доверительный контакт. Она поясняет цель оксигенотерапии и роль в улучшении состояния при приступе. В результате проведенной беседы человек успокаивается, что позволяет легким меньше расходовать кислород. Последующие действия проходят в несколько этапов:

  • Обеспечение герметичности и проверка фиксатора на пробке
  • Определение длины катетера. Параметр составляет расстояние от хрящевого выступа на внешней части уха до ноздрей, примерно 15 см.
  • Ввод осуществляется по подготовленной метке
  • Язык прижимается специальной лопаткой или шпателем
  • Кончик катетера должен выглядывать над зевом
  • Наружная часть фиксируется при помощи бинта
  • После подсоединения к аппарату и подключения проверяется скорость подачи кислорода
  • Уход состоит в контроле слизистой
  • Продолжительность процедуры не более часа
  • После выведения катетера необходима оценка состояния пациента, анализ улучшений, о чем производится запись в журнале.

План действия при астматическом статусе

В обязанности медсестры также входят мероприятия по неотложной помощи в период некупируемого приступа, который приводит к осложнениям, угрожающим жизни. Роль заключается в первоочередном запрете на использование карманного ингалятора.

При уходе фельдшер должен уложить пациента, обеспечить ему теплое питье со щелочным содержимым. Это молоко с содой или минеральной водой без газа, что помогает успокоить кашель и вывести мокроту. После этого специалист обеспечивает больного увлажненным кислородом. Медсестра должна сохранять спокойствие и уметь поддержать пациента, не допуская приступа паники.

Специфика деятельности медсестры имеет свои особенности. Прежде всего, к такому труду допускаются люди со специальным образованием, защитившие дипломную работу. Их роль состоит в грамотном и распланированном взаимодействии с пациентом, когда лечебные и профилактические мероприятия тесно связаны с личностными отношениями. При современном прогрессе фельдшер обязан обладать достаточными знаниями об инновационных технических средствах и методиках, осваивать их применение.

При правильной организации ухода ремиссия наступает достаточно быстро. Больной выписывается из стационара под наблюдение ведущего терапевта, педиатра и аллерголога. Пациент подготовлен, он умеет справляться со страхом удушья, понимает, какие меры нужно принимать при приступах. Также он обладает информацией о необходимости приема препаратов, их свойствах и особенностях воздействия на организм. Медсестра проводит инструкцию по правильному и рациональному питанию, дает рекомендации по режиму дня. Она проверяет навыки человека и готовность к применению карманного ингалятора.

Источник: http://lekhar.ru/bolesni/pulmonologija/sestrinskij-process-pri-bronhialnoj-astme/